Оглавление:
Он безумно волнуется, не может устоять на месте, хотя не хочет признаваться в этом даже самому себе. Но его выдают дрожащие руки, путающиеся мысли, постоянная суета в движениях. Символическое значение анализируемому эпизоду придает и момент надевания крестика.
Дальше по ходу этой главы мы понимаем, насколько тяжело герою перестроиться, совершить этот переворот сознания, он несколько раз задумывается о том, чтобы остановиться и не ходить с признанием.
Идя в контору, он непрерывно разговаривает сам с собой.
Каждая часть разбита на 6-7 глав. В первой части описывается образ жизни главного героя и совершенное им преступление, в последующих частях – последовавшее за ним наказание, в эпилоге – раскаяние главного героя.
Жанр – Роман. Направление – Реализм. Во время своего пребывания на каторге Федор Михайлович вынужден был общаться не только с политическими преступниками, но и с опасными уголовниками – убийцами и ворами.
Наблюдая за этими человеческими типажами, писатель пришел к выводу, что в подавляющем большинстве преступления были совершены этими людьми на почве страшного отчаяния.
После отмены крепостного права многие крестьяне, не имевшие средств к существованию, отправлялись в большие города, где пьянствовали, грабили и убивали.
Именно тогда у писателя впервые возникла идея написать роман, полный драм и внутренних конфликтов.
Он понимает, что идет признаваться в своем преступлении.
Первым этапом становится всенародное покаяние героя на Сенной площади. Неслучайно мысль попросить прощения у всего народа и у земли, перед которой он также, по словам Сонечки, грешен, возникла у Родиона именно здесь.
Известно, что на этой площади, находящейся в центре Петербурга, проходили публичные казни мошенников и воров.
Но также здесь находилась и одна из крупнейших в городе церквей – Успенская церковь (Спас на Сенной). Автор говорит, что сначала Раскольников не думал о покаянии.
«Он стремится приблизить читателя к потоку, калейдоскопу мыслей, чувств своего героя.
Поэтому Достоевского называют писателем – психологом», — отмечал А.В.
Сон, приснившийся Раскольникову в преддверии страшного преступления, сон, возвративший его к страшному эпизоду из детства, играет в повествовании большую идейно-художественную роль.
Иоанн рассказывает о том, как раздраженные иудеи прямо и настойчиво спрашивали Иисуса: «. долго ли Тебе держать нас в недоумении?
если Ты Христос, скажи нам прямо.
Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца моего, они свидетельствуют обо Мне» (Ин., 10:24—25).
Действительно, пора было явить великое чудо — и явить его при большом стечении людей.
вот тот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.
Ницше стал основателем одного из таких молодых учений в Европе, он выдвигал идею «сильной личности и ее роли в истории», это люди завоеватели, они управляют толпой, распоряжаются чужими жизнями и будущим мира. Эти идеи не оставили равнодушной и Россию.
Герой романа «Преступление и наказание», Родион Раскольников, убил старуху ростовщицу, не только по причине своей нищеты, но и по идейным соображениям. Он придумал свою теорию мира, в котором люди поделены на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенными он называл серую массу, которая должна жить в соответствии с установленными обществом и государством законами и порядками.
Необыкновенные – это люди, поступки которых направлены на достижение идей меняющих историю и устройство мира в удобную для них сторону, к тому же необыкновенные люди имеют право преступать закон и распоряжаться чужой жизнью. Это сильные, смелые и сильные личности.
Своим решением об убийстве старухи Родион пытается проверить, к какой группе людей он относится.
Он убивает ее, а заодно – невовремя оказавшуюся в доме ее сестру, проститутку Лизавету. Однако после убийства Раскольников чувствует не удовлетворение, а раскаяние.
Он мучается, понимая, что вовсе он не «право имеет» – выходит, что он такая же тварь дрожащая, как и все остальные.
Осознав это, Раскольников не выдерживает и идет сдаваться в полицию. Очевидно, что на самом деле Раскольников – человек хороший и добрый, просто сознание его было затуманено придуманной теорией. К тому же, обстановка, в которой он живет, вполне способствует и умопомешательству, и самому совершению преступления.
В этом романе Достоевский показывает Петербург 1860-х годов, причем не величественный имперский город, а самое его дно – доходные дома, трущобы, малоизвестную Сенную площадь вместо торжественной Сенатской. Человек, живущий в столь мрачной среде, вряд ли может оставаться здоровым. Что касается образов героев, то роман построен на системе двойников: у каждого персонажа есть своего рода зеркальное отражение: 1) Раскольников – Лужин.
Убить процентщицу Алену Ивановну для него означает доказать самому себе, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет», что он из тех избранных, которым все дозволено; а отказаться от своего намерения – признать свое ничтожество, свою неизбранность. Сон, приснившийся Раскольникову в преддверии страшного преступления, сон, возвративший его к страшному эпизоду из детства, играет в повествовании большую идейно-художественную роль.
Во-первых, сон Родиона Раскольникова в лаконичной форме дает читателям некоторые очень важные сведения о семье главного героя, о взаимоотношениях в ней. Раскольников рос в семье, в которой традицией были прогулки отца с сыном (
«он семи лет и гуляет в праздничный день, под вечер, со своим отцом за городом»
).
А также — посещение церкви и кладбища, уважение к памяти умерших предков (
«Среди кладбища каменная церковь, с зеленым куполом, в которую он два раза в год ходил с отцом с матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке, умершей уже давно, и которую он никогда не видал»
).
Герой находится в каком-то болезненном полубреду, можно сказать, что его ведет не сознание, а подсознание.
На улице он подает милостыню какой-то нищей старушке и слышит в ответ: «Сохрани тебя бог!» С этого момента, как мне кажется, начинается жизнь Раскольникова «в Боге», начинается трудный путь его очищения от греха.
Первым этапом становится всенародное покаяние героя на Сенной площади.
Неслучайно мысль попросить прощения у всего народа и у земли, перед которой он также, по словам Сонечки, грешен, возникла у Родиона именно здесь.
Известно, что на этой площади, находящейся в центре Петербурга, проходили публичные казни мошенников и воров. Но также здесь находилась и одна из крупнейших в городе церквей — Успенская церковь (Спас на Сенной).
Автор говорит, что сначала Раскольников не думал о покаянии. Ему неприятно было сталкиваться с народом, но что-то толкало героя в самую гущу, в толпу:
Такая форма работы укрепляет коллектив и способствует развитию навыков самопрезентации.
На протяжении урока я обращала внимание на речевую активность учащихся и на то, чтобы в дискуссиях были задействованы все ученики.
Создавались условия для формирования навыков полемической (в дискуссиях) и монологической речи (в персональных выступлениях). Дети творчески отнеслись к заданиям, быстро определились лидеры, которые и организовали работу мини-групп. Это упражнение особенно удалось.
Занятие было четко структурировано.
Систематически диагностировались промежуточные результаты урока, записывались краткие выводы.
По моему мнению, вводная часть была немного затянута, но, по отзывам ребят, экскурс в историю теории сна и разговор о символах сновидений был одним из самых интересных моментов урока.
Кроме того, дети поняли, что литература непосредственно связана с историей, психологией (сны как плод бессознательного) и биологией (мозг как генератор снов).
М. Достоевского «Преступление и наказание»)»
Сон, приснившийся Раскольникову в преддверии страшного преступления, сон, возвративший его к страшному эпизоду из детства, играет в повествовании большую идейно-художественную роль.
Во-первых, сон Родиона Раскольникова в лаконичной форме дает читателям некоторые очень важные сведения о семье главного героя, о взаимоотношениях в ней. Раскольников рос в семье, в которой традицией были прогулки отца с сыном (
«он семи лет и гуляет в праздничный день, под вечер, со своим отцом за городом»
). А также — посещение церкви и кладбища, уважение к памяти умерших предков (
«Среди кладбища каменная церковь, с зеленым куполом, в которую он два раза в год ходил с отцом с матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке, умершей уже давно, и которую он никогда не видал»
).
Мы отмечаем, что мальчика стремились воспитывать в духе христианских традиций: посещать храм божий, помнить об умерших близких и молиться за упокой их души, быть духовно близким с родителями.
Его мучили угрызения совести, терзала душевная боль, которую Раскольников старательно заглушал.
Сам себе он объяснял свои муки тем, что оказался всего лишь «тварью дрожащей». По мнению героя, он ошибся в себе.
И это мучило его еще больше:
«И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!»
Описание сна литературного героя — прием, часто используемый писателями и поэтами для более глубокого раскрытия образа своего персонажа.
Пушкин приводит Татьяну Ларину в ее сне к странной избушке, стоящей в таинственном лесу, открывая нам русскую душу девушки, выросшей на сказках и преданиях «простонародной старины». Гончаров дарует Обломову возвращение в детство, в безмятежный рай Обломовки, посвятив сну героя целую главу.
В снах Веры Павловны воплощает свои утопические мечты Чернышевский.
Сны литературных персонажей сближают нас с ними, помогают проникнуть в их внутренний мир, понять первопричины тех или иных поступков.
Анализ текста эпического произведения (ро-ман Ф.
М. Достоевского «Преступление и наказание», часть 1, глава 1)
Представляю один из возможных вариантов начала работы с текстом романа «Преступление и наказание».
Само название подсказывает мне выбор русла, в котором будет строиться наша с ребятами деятельность.
Прошу воспитанников задуматься над названием произведения, провести ассоциативную линию образов, предметов, действий. Провожу своеобразное «зашагивание», помогающее мне перейти на определенную «волну» рассуждения. — Ваши ассоциации с названием романа?
Предположение об идейно — тематической направленности произведения? Преступление — общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности. Любое преступление антинравственно, ведет к наказанию.