Оглавление:
К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. 4. Заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно.
1. Основанием ответственности за нарушение обязательства является такое правонарушение, как неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
2. Принято также выделять условия наступления ответственности: — противоправность поведения должника; — наличие отрицательных последствий в имущественной сфере кредитора; — причинная связь между противоправным поведением должника и отрицательными имущественными последствиями; — вина должника. По общему правилу ответственность за нарушение обязательств наступает при наличии четырех названных условий. Но в ряде случаев закон устанавливает, что ответственность наступает и при отсутствии одного или двух условий.
лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было бы нарушено (упущенная выгода).Для наступления ответственности, установленной правилами названной статьи, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействий), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшим у заявителя убытками,
Причинно-следственная связь не доказана
Окружной суд лишь снизил взыскиваемую сумму убытков.
Верховный суд РФ отказал истцу в удовлетворении требования о взыскании убытков и отметил: «нарушение ответчиком договорного обязательства по оплате результата работ <…> не относится к обстоятельству, свидетельствующему о его вине в нарушении истцом обязательств оплате строительных материалов».
Истец – самостоятельный субъект гражданских правоотношений.
Он обязан был оплатить поставленные ему стройматериалы независимо от исполнения ответчиком обязательств по муниципальному контракту. При этом он не принял разумных мер для исключения убытков либо уменьшения их размера. Тажде см. …>
Под возмещением ущерба понимается устранение негативных имущественных последствий, возникших вследствие действий одного лица по отношению к имуществу либо личности другого лица:
В любом случае, учитывая имущественный характер гражданско-правовых отношений, причиненный ущерб возмещается в некоем материальном эквиваленте.
Вид и объем доказательств, которые необходимо собрать истцу, будет зависеть от того, в чем состоит причиненный ущерб – повреждено или утрачено имущество, произведены какие-либо выплаты и др.
Юридические науки»
Халфина.
— М. : Юрид. лит., 1974. — 340 с. 16. Черкасов, К. В. Государственный заказ: соотношение императивных и диспозитивных начал [Электронный ресурс] / К. В. Черкасов, Е. Б. Лапина // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
— Режим доступа: локальный. УДК 347.42 ПРИЧИННАЯ СВЯЗЬ КАК ЭЛЕМЕНТ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КОНСТРУКЦИИ УБЫТКОВ Causation as an Element of Civil Structure of Damages ЛИПЕНЬ Илья Михайлович — юрист-лицензиат (Минск, Республика Беларусь) Lipen Iliya M. — Licensed Lawyer (Minsk, Republic of Belarus) Аннотация. Статья посвящена проблеме причинной связи в гражданском праве.
Анализируя близкие по содержанию положения гражданского законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь, автор приходит к выводу, что причинная связь является условием договорной ответственности и элементом гражданско-правовой конструкции убытков одновременно. Несмотря
Причинно-следственная связь входит как элемент в предмет доказывания по спорам о взыскании убытков. При этом действующее законодательство не содержит в себе определения причинно-следственной связи или критериев для ее установления в споре, а потому представителям в суде приходится применять и креативный подход, и максимально эффективный.
Чаще всего причинно-следственная связь судами понимается как прямая и неизбежная зависимость между действиями (бездействием) ответчика и наступлением вреда. При этом как элемент состава убытков причинно-следственная связь подлежит самостоятельному доказыванию и не должна смешиваться с иными элементами состава статьи 15 ГК РФ. Примечательным является постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.02.2016 по делу № А40-151983/2013, в котором суд отдельно указал на значимость доказывания именно такой взаимосвязи поведения ответчика и наступления последствий.
Устанавливая причинно-следственную связь, суды опираются на одну из основных теоретических концепций. По первой, более глобальной теории адекватного причинения связь есть везде, где ее может найти разумный человек.
По второй, позволяющей ограничить размер ответственности и убытков, причинно-следственные связи могут быть:
Предполагается, что действие только тогда является причиной убытков, когда оно прямо и непосредственно соотносится с ними. Наличие же косвенной (опосредованной) связи между действием и убытками значит, что действие находится за пределами конкретного случая и за пределами юридически значимой связи между действием и ущербом. При оспаривании требований о возмещении ущерба именно на истца возлагается бремя доказывания связи между действиями ответчика и причиненными истцу убытками.
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального
Теория необходимого и случайного причинения исходит из того, что среди причин, вызвавших результат, одни лишь случайно способствуют его наступлению, тогда как другие с необходимостью порождают результат. Только необходимая причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом может служить достаточным основанием для привлечения к ответственности.
Для этого необходимо воспользоваться категориями возможности и действительности.
Кроме того, Верховный суд еще раз подтвердил, что суммы причиненных достаточно доказать с разумной степенью достоверности.
Верховный суд указал, что в обоснование размера упущенной выгоды можно приводить, в частности, доказательства относительно возможности ее извлечения, а не только доказательства принятия конкретных мер (приготовлений) к получению прибыли.
Расчет можно произвести, например, на основе данных о прибыли за аналогичный период времени до нарушения (п. 3 постановления № 7). Таким образом, Верховный суд закрепил еще более либеральный подход к вопросу доказывания упущенной выгоды.
Раньше предполагалось, что вы сможете обосновать в суде упущенную выгоду, если совершили конкретные действия и приготовления, направленные на извлечение доходов, которые не были получены только в связи с допущенным ответчиком нарушением, ставшим препятствием для получения дохода (определения ВС РФ , , ).
Такой подход подтверждает судебная практика (см., например, ).
Возмещение убытков – разновидность . Следовательно, чтобы возникло право на компенсацию убытков, необходимо наличие всех условий, при которых наступает гражданско-правовая ответственность:
Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Развитие цивилистической мысли в СССР (часть II). В кн.: Избранные труды по гражданскому праву. М., 2000, с. 480-486.; Брагинский М.И., Витрянский В.В.
Договорное право. М.: Статут, 2005, с. 580 Гражданское право. Т.1.М., 1944, с. 327. Гражданское право. 1938.Ч.2., с.
396 Церетели Т.В. Причинная связь в уголовном праве.
М., 1963, с. 169 Церетели Т.В.
Причинная связь в уголовном праве.
М., 1963, с. 192-193 Церетели Т.В. Причинная связь в уголовном праве. М., 1963, с. 179-180 Новицкий И.Б., Лунц Л.А.
Общее учение об обязательстве. М., 1950, с. 307-308 Уголовное право.
Общая часть. 1948, с. 304 Иоффе О.С. Ответственность по советскому гражданскому праву. Л., 1955, с. 228 О.С. Иоффе. Обязательственное право.
М.,1975, с. 118-119 Гражданское право.
Т.1. М., 1969, с. 528 Советское гражданское право. Т.1. М. 1968, с. 487-488 Иоффе О.С. Обязательственное право.
Напротив, найти позитивную практику по взысканию упущенной выгоды практически невозможно.
Об этом заявил главный консультант управления частного права ВАС Михаил Церковников.
В практике остались и нерешенные вопросы: 1. Как доказать «разумную степень достоверности» размера убытков? Этот вопрос задал ЕПАМ Всеволод Байбак.
Он выразил сомнение, что ответ на этот вопрос невозможно дать и в «методических рекомендациях» высших судов.
В ответ юристы лишь отшутились, что «хуже, чем сейчас, не будет».
2. Основной вопрос – как доказать причинно-следственную связь? Сейчас суды этот вопрос обходят стороной, ограничиваясь общей фразой
«причинно-следственная связь доказана или не доказана»
.
Некоторые юристы считают, что и президиум ВАС в деле «СМАРТС» на этот вопрос не ответил.