Оглавление:
При подаче заявления обратившееся лицо обязательно предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ – стандартная процедура.
Анонимные заявления принятию и рассмотрению не подлежат. Явка с повинной. Так же, как и заявление о преступлении, может иметь письменную или устную форму.
Классическая явка с повинной подразумевает личное и добровольное сообщение виновным лицом о совершенном им преступлении до того, как об этом стало известно правоохранительным органам.
Аналогичным образом расценивается явка с повинной об известном, но не раскрытом преступлении. Часто в качестве явки с повинной оформляется чистосердечное признание о преступлении, которое уже известно правоохранительным органам и, более того, фактически раскрыто. Такое признание не может рассматриваться как повод для возбуждения дела.
В части оформления явки с повинной к ней предъявляются
Поводы и основание для возбуждения уголовного дела.
Обязательным признаком такого заявления является его добровольность и указание в нем о собственных преступных действиях.
Несмотря на то, что эти сведения непосредственно не адресованы органам дознания, следствия, прокуратуры, последние обязаны проверить содержащиеся в них сведения.
Этот срок может быть увеличен до 10 рабочих дней при наличии мотивированного ходатайства следователя или дознавателя. Кроме того, если имеется необходимость проведения проверки документов, экспертиз и прочих мероприятий, то срок и вовсе может быть увеличен до 30 календарных дней.
Возбуждение уголовного дела в УПК рассматривается как первая стадия уголовного процесса. При этом порядок возбуждения напрямую зависит от ряда факторов, а именно:
Нужно отметить, что согласно российскому законодательству, нарушение порядка возбуждения уголовного дела влечет за собой признание недействительными всех выполненных позже процессуальных действий. Простыми словами, если дело было возбуждено с допущением нарушений настоящих правил, то все последующие процессуальные мероприятия и их результаты, будут признаны недействительными.
Уголовное дело возбуждается по факту совершения преступления и в отношении конкретного человека.
Словом, для возбуждения уголовного дела требуется не факт преступления, а лишь обоснованное предположение о его существовании, которое базируется на фактах-признаках.
Это положение также имеет важное значение для правильного понимания сущности досудебного производства по уголовным делам в рамках российского законодательства. Уголовное дело возбуждается не тогда, когда событие преступления установлено, а для того, чтобы удостовериться, что оно имело место, но непременно при наличии определённых конкретных указаний не только на существование самого происшествия, но и на его преступный характер [2].
Составы некоторых преступлений сконструированы таким образом, что их фактические обстоятельства, относящиеся к объективной стороне, органически связаны с конкретным лицом, что обусловлено самим характером преступления. Нельзя, например (по общему правилу), располагать сведениями о взятке и не иметь сведений о том, кто является взяткодателем и взяткополучателем.
В коммент. ст. закреплен исчерпывающий перечень поводов для возбуждения уголовного дела. Здесь же говорится о фактических основаниях для возбуждения уголовного дела.
Для возбуждения уголовного дела, то есть для принятия решения (решения о возбуждении уголовного дела), которым завершается, а не начинается одноименная стадия. В анализируемой статье приведены наименование поводов и общая характеристика фактических оснований, но не для начала уголовного процесса, а для окончания первоначальной его стадии. 3. В коммент. ст. даже не упоминается о поводе и основании для начала уголовного процесса.
Тем не менее именно ее содержание позволяет нам определиться с понятиеобразующими признаками всех названных уголовно-процессуальных институтов. 4. Иначе говоря, всесторонне и полнообъемно уяснить содержание коммент.
198 — 199.2 УК РФ (преступления в сфере экономической деятельности: уклонение от уплаты налогов), служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.
Если надо произвести документальные проверки, экспертизы, ревизии, различные исследования и оперативно-розыскные мероприятия то срок может быть до 30 суток.
Порядок возбуждения уголовного дела напрямую зависит от вида преследования и должностного положения подозреваемого.
Также существуют отличия в полномочиях лиц, которые могут возбуждать такого рода дела.
Согласно ст. 50 Конституции РФ нарушение порядка влечет признание недействительными всех дальнейших процессуальных действий. Уголовное дело должно возбуждаться по факту совершения противоправного действия и в отношении определенного человека. В последнем случае указываются деяния конкретного лица (к примеру, информация о злоупотреблении должностным положением, взятке и пр.).
Обязательным признаком такого заявления является его добровольность и указание в нем о собственных преступных действиях.
К этой группе поводов могут быть отнесены сообщения, непосредственно не адресованные органам дознания, следствия, прокуратуры, но содержащиеся в различных средствах массовой информации или в иных источниках, о совершенном или готовящемся преступлении. Несмотря на то, что эти сведения непосредственно не адресованы органам дознания, следствия, прокуратуры, последние обязаны проверить содержащиеся в них сведения.
:
Также предлогом к открытию производства способно стать распоряжение прокурора о том, что на имеющейся информации следует заострить внимание.Заявлению, как одному из главных предлогов в возбуждении дела, посвящена 141 статья УПК РФ.Там написано, что:
3.
В части второй комментируемой статьи сформулировано основание для возбуждения уголовного дела. Им является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Такая формула существовала и в УПК РСФСР 1960 г. (часть вторая статьи 108). Она апробирована более чем сорокалетней следственно-прокурорской практикой и означает, что для возбуждения уголовного дела не обязательно наличие данных о том, кто совершил преступление, — они могут отсутствовать полностью. Необходимы лишь данные, которые свидетельствуют о наличии самого события преступления.
С позиции уголовно-правового учения о составе преступления это означает, что основание к возбуждению уголовного дела образуют фактические данные, относящиеся к объекту и объективной стороне состава.